ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является физическая, социальная, психологическая и моральная реабилитация лиц с проблемами зависимости и их возращение к полноценной жизни.
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБОЗНАЧЕННОЙ ЦЕЛИ РЕШАЕТСЯ РЯД ЗАДАЧ:
- формирование стабильной мотивации на участие в программе;
- восстановление коммуникативных навыков;
- обучение участника программы навыкам противостояния стрессовым ситуациям и умению сказать наркотикам – «Нет!»;
- обучение умению определять предвестники обострения влечения к психоактивным веществам и преодолевать рецидивы заболевания;
- обучение анализу и оценке саморазрушающего и конструктивного поведения;
- формирование ответственности за своё поведение и здоровый образ жизни;
- формирование (или восстановление) навыков систематического труда и учёбы;
- нейтрализация наркотической субличности и её влияния на личность в целом, осознание и развитие здоровых конструктивных частей личности;
- формирование и закрепление нормативной ценностной ориентации и позитивных морально-этических установок;
- формирование реальной жизненной перспективы;
- восстановление семейных отношений;
- восстановление эмоциональной адекватности, умение дифференцировать положительные и отрицательные эмоции, с акцентом на приоритет положительных эмоций при решении личных и социальных задач;
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- добровольное письменное согласие реабилитантов на участие в программе;
- добровольное согласие на соблюдение принципов и правил терапевтического сообщества;
- наличие необходимой медицинской документации и документов, удостоверяющих личность;
- добровольное согласие родственников пациентов на оказание им консультативной помощи, моральной, психологической и психокоррекционной поддержки, а также на создание семейной терапевтической среды.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ
Основная часть реабилитационного процесса условно разделяется на три взаимосвязанных этапа:
- диагностико-мотивационный (6 недель);
- коррекционный (12 недель);
- стабилизационный (6 недель).
ДИАГНОСТИКО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Так как пациент на начальном этапе реабилитации сильно зависит от своего тяжелого физического и эмоционального состояния, то для адаптации к новым условиям и снижения стресса он включается в образовательный цикл программы, знакомится с основными симптомами химической зависимости, такими, как: беспричинные перепады настроения (без объективных внешних условий), нарушение сна, вспышки раздражения, агрессии, приступы одиночества, тоски, депрессии; постоянно возникающая тяга к наркотикам, которая не контролируется пациентом; трудности с концентрацией внимания на какой-либо деятельности и прочее.
Основной целью диагностико-мотивационного этапа является формирование мотивации на исследование пациентом своей болезни, а также формирование установки на соблюдение рекомендаций специалистов.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- проведение психологической диагностики;
- создание условий для успешной адаптации пациента к распорядку дня, расписанию занятий, правилам центра, и работы в группе;
- обучение навыкам, необходимым в процессе реабилитации (определение собственных чувств, умение их выражать, анализ собственного состояния, поведения, возникающих ситуаций).
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
Если на диагностико-мотивационном этапе доминирующую роль в организации процесса выполнял психолог, и главными методами являлась психодиагностика и психокоррекция, то на следующих этапах реабилитации более активную позицию постепенно начинает занимать консультант по химической зависимости, обучающий участника программы ответственным ролям. Это связано с тем, что основной целью последующих этапов реабилитации является формирование ответственного поведения у реабилитанта.
Целью коррекционного этапа является вовлечение участника программы в групповой процесс. На данном этапе сотрудники оказывают помощь в преодолении проблем адаптации в группе. Наиболее типичными проблемами для входящих в группу пациентов центра являются:
- низкая самооценка (страх оценки и критики со стороны сотрудников и других участников группы);
- завышенная самооценка (реабилитант «не слышит» других, что провоцирует конфликты и мешает проведению занятий);
- коммуникативные проблемы (трудности с формулированием мыслей и чувств, что препятствует активности на занятиях);
- проблемы волевой сферы (реабилитант не способен бороться с ленью, не умеет организовать себя, проявить силу воли в написании аналитических заданий и выполнении хозяйственных работ);
- эмоциональные проблемы (сложности в осознании собственных эмоций и чувств, в управлении своими негативными эмоциями и пр.);
На данном этапе, помимо психокоррекции, серьёзное внимание начинает уделяться формированию ответственного поведения. Одним из эффективных методов формирования поведения является выполнение участниками программы различных ответственных ролей (ОР). ОР различаются по степени ответственности, поэтому путь пациента центра начинается с наименее ответственных позиций, таких как ответственный за убираемый участок, до роли наставника. С этой целью участник программы привлекается к выполнению следующих ответственных ролей:
Ответственный за убираемый участок (даётся на диагностико-мотивационном этапе)
Во время уборки за участниками программы закрепляются определённые территории и виды работ. Ответственного за каждый участок назначает «старший дома», который и проверяет, впоследствии, выполнение этой работы.
Физорг (ответственность даётся на коррекционном этапе).
Организует своевременное проведение утренней зарядки и спортивных часов, контролирует присутствие всех участников программы на спортивных мероприятиях
Ответственный за душевую (на коррекционном этапе)
Составление графика пользования «душевой» для клиентов центра, следит за чистотой и сухостью полов, может привлечь в помощь последнего посетителя душа.
Наставник (в конце коррекционного этапа)
Назначается сотрудниками для оказания поддержки участникам программы на диагностико-мотивационном этапе. В его задачи входит рассказать новичку о правилах участия в реабилитационной программе, опираясь на собственный опыт, оказывать поддержку в адаптации к распорядку дня в программе и посильную помощь в выполнении аналитических заданий, ведении дневника чувств и пр.
Старший дома (на коррекционном этапе)
Ответственный за эстетический вид дома и порядок в нём. Закрепляет за участниками программы определённые территории и раздаёт фронт работ, также осуществляет контроль за выполнением ответственности.
Ответственный за распорядок дня («будильник»)
Контролирует своевременный подъём и отбой, а также своевременное прибытие на группы всех участников программы
Ответственный за дисциплину (на коррекционном этапе).
Смотрит за дисциплиной во время групп и в свободное время, в случае нарушения делает замечание или вносить запись в журнал дисциплинарных взысканий.
Ответственный за стирку (на коррекционном этапе)
Составляет график стирки постельного белья, а также личных вещей.
Формирование ответственного поведения подразумевает, помимо выполнения ответственных ролей, ещё и активное участие в жизни терапевтического сообщества. Поэтому участникам программы коррекционного этапа предписывается проявлять инициативу и активность в жизни центра, принимать участие в организационных вопросах, организации своего досуга и терапевтической среды.
СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Психокоррекция на данном этапе проводится в контексте межличностных проблем. Участник программы проходит анкетирование, которое, в дальнейшем, поможет ему правильно подобрать для себя программу ресоциализации.
Продолжается вовлечение родителей и ближайшего окружения участника программы в реабилитационный процесс. С этой целью проводятся семейные консультации психолога и остальных сотрудников центра, направленные на разрешение систематических конфликтных ситуаций в семье, планирование социальных задач, разработка положений Семейного договора.
Цель стабилизационного этапа – приобретение личностной устойчивости и определённой зрелости, позволяющей функционировать в обществе без употребления наркотиков и алкоголя.